Вы не авторизованы:

↑ наверх

Церковь Вознесения Господня в селе Сада

<p class="linked-object">На севере нашей Удмуртии не только дороги в плохом состоянии, но и церкви. В этот раз я снова оказался в Ярском районе, деревня Сада, самая граница с Кировской областью. Церковь тут оказалась большая и в относительно неплохом состоянии, для заброшенного храма. [/p]




Начну я свой рассказ с дороги. До Яра можно спокойно доехать на любой машине, по асфальту, а вот дальше уже начинается гравийка. Тут уже нужно внимательнее подходить к выбору машины или погоды, следующие 18км могут стать довольно сложным испытанием. Скажу сразу, в первый раз я не смог проехать, была грязь, посыпанная сверху снегом, и в нескольких км от точки я уткнулся в колею выше колена. Вернувшись через какое-то время, когда уже подморозило, и на ниве, мы проехали без проблем.




Приход в с. Сада открыт в 1767 г. Вятской духовной консисторией 14 марта 1768г. выдана храмозданная грамота №442 на строительство церкви. Деревянная церковь с двумя приделами построена в 1769 г. Первым освящен придел 8 ноября 1769 г. во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Главный престол освящен на имя Покрова Пресвятой Богородицы 29 января 1780г. Второй придел освящен во имя Святого Василия Великого 29 января 1791г. Все эти престолы нарушены 8 ноября 1829 г. и церковь разобрана.


В 1822 г. вместо ветхой деревянной церкви начато строительство каменного храма. Завершено строительство в 1829 г. Каменная церковь построена на средства прихожан с двумя приделами.



Вознесенская церковь в 1940 г. прекратила свою деятельность. В апреле 1948 г. религиозная община была зарегистрирована вновь. Здание церкви и имущество передано верующим.



В начале 1953 г. вновь прекратила свою деятельность, возобновила ее в 1955 г. В 1959 г. здание передано для нужд детского дома. Решением Ярского райисполкома от 14/XI 1975 г. здание церкви взято под охрану государства, как памятник истории и культуры 19 века.


Если честно, меня сильно удивило состояние заброшенных храмов севера Удмуртии. Как будто их кто-то еще поддерживает, или люди все еще в них верят. Конечно есть и каракули какие-то на стенах, и где-то что-то сломано, пол пробит, крыша течет, но... Первое помещение в которое я попадаю, это паперть или внешний притвор. Уже тут начинаю удивляться, сохранились все двери. Входная дверь, большая деревянная дверь в основной притвор, дверь справа в комнату, дверка к лесенке на колокольню.


Сразу поднимусь наверх, на колокольню. Лестницы тоже сохранились неплохо, как будто по ним не ходили последние почти 200 лет.



А выше лестницы уже нет. Мне кажется она специально была разобрана, чтоб не лазали местная детвора, или еще кто. Если присмотреться, то на следующем ярусе видна старая деревянная лестница, хотя я бы по ней не рискнул идти.



На колокольне нет ничего интересного, так что пора идти вниз, в главный притвор. Вот тут есть на что посмотреть. Внимание сразу же привлекает размер помещения. Высокий потолок, с лева и права большие арки, ведущие в пристрой к основному зданию. На стенах видна старая советская краска, и арки видимо в это же время заложили.


Одну из арок уже разобрали, точнее разломали кирпич, которым эта арка была заложена. Такие доделки (закладка арок) были сделаны скорей всего, когда в храме располагался детский дом.



Пройдя в притвор, первым делом обращаешь внимание на балкончик, который расположился прямо над входом. Я так понимаю на нем располагался церковный хор во время служб, а также раньше были размещены иконы.



Еще одна особенность, которую я заметил в северных храмах Удмуртии, это отсутствие фресок. Арки в храме тоже заложены, оставлены лишь дверные проемы. С верха свисает цепь, когда-то на ней висела роскошная золоченная паникадило.




Алтарь расположившийся за храмом, тут тоже нет и намека на фрески. Одно окно зачем-то заложено кирпичом. Слева виднеется ниша, она плохо попала в кадр, так как ее я заметил лишь дома на фотографии. В этом месте принято хранить кадило.




Дальше я пошел в пристрой к основному зданию. Их тут два, симметрично с каждой стороны. Один используется местными жителями для своих нужд, все двери закрыты на замки. В другой можно попасть без проблем. Тут я увидел еще одну удивительную вещь, эта церковь меня не перестаёт удивлять. В окнах сохранились железные решетки и даже стекла!



Так же тут несколько комнат, одна пустая, в другой сохранились даже предметы интерьера. Мебель, двери, разные книги.




Поднимемся еще на балкон. Лестница туда идет деревянная, но на удивление неплохо сохранившаяся, может ее ремонтировали уже в советском союзе.



Тут меня ждет очередной сюрприз. Сохранившиеся железные перила, в очередной раз удивляюсь, что в этой церкви никто не позарился на метал, хотя места тут глухие, и с заработками наверняка плоховато.




Еще одна особенность на которую я обратил внимание лишь сверху. Барельеф в виде кисточек возле окон.



Еще хотел бы обратить внимания на окна, которые расположились под потолком. Есть что-то такое готическое в этих окнах.



Во многих церквях замечал пробитый пол, возможно таким образом ищут какие-то ценности в подполье. Тут тоже был пробит пол, только зачем не понятно совсем, так как подвал полноценный и имеет вход с улицы. Точнее подвалов тут два, под каждым из пристроив, в один мне удалось попасть.




Подвал небольшой, я ожидал что он будет под всей церковью. Тут несколько сводчатых окон, такой же потолок. Судя по верстаку, можно предположить, что тут располагалась мастерская, или комната рабочего, который обслуживал здание во времена школы интернат.



А вот тут можно увидеть провал в полу, точнее для нас он в потолке. Кто-то не поленился, и даже часть стены разломал. Слева в полу можно увидеть небольшую арку, я сначала подумал даже, что там еще один уровень подземелий, но к сожалению, там всего лишь маленькая забутовка.



На этом все, спасибо за внимание.

Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт под своим логином и паролем или зарегистрируйтесь!