Вы не авторизованы:

↑ наверх

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская).

раздел: Архитектура

Политика эпохи классицизма, провозглашающая идеи общегосударственного масштаба, воплощалась в создании монументальных памятников, которые должны были в себе отражать и увековечивать "потомкам в назидание" важнейшие достижения и победы Российского государства. Так по поводу блестящей победы Российского флота было задумано создание Чесменского ансамбля, включавшего путевой дворец и церковь, строительство которого началось в 1774 году в бывшей болотистой местности Кикерикиксен (что в переводе с финского языка означает "лягушачье болото").

Торжественная закладка храма состоялась 6 июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм построен по проекту архитектора Юрия Фельтена. Строительство комплекса было задумано и одобрено самой Екатериной II. На его месте, по преданию, императрица Екатерина II получила от курьера известие об победе в Чесменском бою. Помимо причин объективных, отражающих ход развития архитектуры 18 века, для возникновения оригинального Чесменского ансамбля огромное значение имели обстоятельства субъективного характера: интерес императрицы к средневековой готике и особенности таланта архитектора. Возведение храма было завершено к 10-ой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение состоялось 24 июня 1780 года, на котором вместе с Екатериной II под именем графа Фалькенштейна присутствовал римский император Иосиф II.

Необычна для Санкт-Петербурга архитектура Чесменской церкви, представляющей собой изящное и легкое устремленное ввысь здание в псевдоготическом стиле. Богатый изысканный орнамент из листьев аканта и розеток украшает медные решетки, закрывающие оконные проемы. Благодаря узким вертикальным тягам на красноватом фоне стен, высоким стрельчатым окнам и башенкам-пинаклям, здание приобретает легкость и стройность. Остроконечные башенки завершают основные объемы здания церкви. Тонко очерченные зубчатые парапеты роднят облик храма со средневековыми замками.

Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещен большой колокол весом в 6 пудов, остальные 7 малых колоколов были укреплены в другой главе. Пятиглавие Чесменской церкви можно рассмотреть как следование традициям русского храмового зодчества. Центральный вход с западной стороны храма акцентирован небольшим фронтоном, украшенным белокаменным барельефом.

Церковь имеет компактный "центрический" план. Основой внутреннего пространства является квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые в плане помещения- апсиды. Схема очень распространенная. Стрельчатые арки, опирающиеся на 4 пилона, объединяют эти помещения с центральным в единое целое. Окна, характерные для готической архитектуры, увеличивают внутреннее пространство храма. В потоках света четко выделяются на светлом фоне гладких стен и белые тянутые профили, и изящный лепной декор. Поэтому при входе в церковь создается впечатление, что попадаешь в просторный зал; и совсем не ощущаешь его небольших размеров.

Внутреннее убранство церкви отличалось строгостью и простотой. Иконы невысокого иконостаса были "превосходной итальянской работы" неизвестного мастера. Из них наибольший интерес представляли старые работы: "Распятие Спасителя", "Умовение ног а постолов Иисусом Христом", "Святой царевич Дмитрий" с его страданиями, а также "Иоанн Креститель" с видом Чесменского сражения. При входе в церковь была установлена мраморная доска: "Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господя Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна".

Современники высоко оценили новое творение Ю. М. Фельтена: "Церковь эта, по легкости своего стиля и необыкновенной смелости исполнения, может быть причислена к замечательнейшим зданиям столицы". Церковь несколько раз подвергалась ремонтам и реставрациям. Однако архитектура её почти не изменилась. На прилегавшей к церкви территории было устроено небольшое кладбище, где хоронили ветеранов, доживавших свой век в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце.

В мае 1919 года церковь была закрыта, однако прихожане и причт храма смогли возобновить его в новом здании - даче Вебера на Московском шоссе 29, где он просуществовал до 17 июля 1924 года. В здании Чесменской церкви в 1919 году разместился первый лагерь принудительных работ (концлагерь) в Советской России. В разные годы здесь размещались мастерские и склады. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, алтарь сгорел во время пожара. В 1965 году приступили к реставрации Чесменской церкви, которая проводилась по проекту архитектора А. П. Куликова. Были выполнены работы по ремонту куполов, укреплению кирпичной кладки, восстановлению утраченных элементов готической архитектуры. Колокола были отлиты на заводе "Монументскульптура". Также была осуществлена тщательная реставрация интерьеров храма. В 1977 году, после завершения реставрационных работ, в церкви открылся филиал Военно-Морского музея "Чесменская победа", в котором были представлены экспонаты, связанные с победами русского флота на Черном море. В 1991 году Чесменская церковь была возвращена верующим, сегодня в ней снова проходят богослужения, церковь пребывает в ухоженном состоянии.

Развернуть описание

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская). на фото

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская). как доехать?

Ст. м. "Московская"

посмотреть на карте

Координаты:59.8568°, 30.3310°N59.8568°, E30.3310° 59°51'N, 30°19'E 59°51'24"N, 30°19'51"E

На объекте побывали(1)

  • alex
Отзывы
Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт под своим логином и паролем или зарегистрируйтесь!