Вы не авторизованы:

↑ наверх

Собор Сампсона Странноприимца

раздел: Архитектура

Это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. В его облике наиболее проявились традиции древнерусского зодчества. Собор расположен недалеко от места, где Петр I заложил деревянную церковь в память победы под Полтавой 27 июня 1709 года (в день именин св. Сампсония Странноприимца). Здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией.

В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт-Петербург иностранцы - странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца.

При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост, фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены "враги Бирона" А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось.

Церковь и колокольня, возведенные из дерева, постепенно ветшали, а приход расширялся, и поэтому уже во второй половине 1720-х гг. появилась необходимость в новом, более просторном здании.

Существующее здание собора построено неизвестным мастером (предположительно Дж. Трезини и И. Лапшиным, при участии М. Земцова). Строительство церкви, начавшееся в 1728 г., велось в два этапа.

Первый был завершен в 1733 г., возведением западной части здания и освящением боковых приделов: - во имя Архистратига Михаила и во имя святого Апостола Иоанна Богослова. Второй этап, начало которого совпало с возвращением Двора Анны Иоанновны из Москвы в Петербург, окончился сооружением восточной части церкви и освящением 19 августа 1740 г. главного престола.

Сампсониевский собор – типичный для своего времени по архитектурным параметрам однонефный храм. Здание собора, выдержанное в стиле раннего барокко, растянуто по оси "восток - запад". В отделке его фасадов использованы профилированные карнизы, рустовка, пилястры.

Окна декорированы наличниками. Первоначально собор имел один купол, покоившийся на высоком граненом барабане и увенчанный луковичной главкой. В 1761 году к нему пристроили четыре малых трубчатых барабана с главками в стиле "елизаветинского барокко", в результате чего здание получило традиционное пятикупольное завершение.

В традиционном для русского церковного зодчества стиле были возведены примыкающая к помещению собора с западной стороны трапезная с малыми приделами и многоярусная колокольня, накрытая каменным шатром с крошечными окнами и луковичной главкой. Вдоль боковых фасадов здания протянулись открытые галереи, что почти несвойственно церквам Петербурга.

В соборе сохранился четырехярусный резной деревянный исключительной красоты иконостас главного придела, высотой 11 метров, созданный русскими мастерами в 1737 - 1739 годах, украшенный прямыми и витыми колоннами.

В композиции иконостаса широко использованы скульптура и орнаментальная резьба, характерные для стиля аннинского барокко и выполненные с большим мастерством и виртуозностью: головки и фигурки херувимов, гирлянды цветов, картуши разнообразных форм. Иконостас выполнен из сосны, а его скульптурный декор вырезан из липы. По стилистическому решению и размаху замысла он близок творениям Ф.Б. Растрелли.

Внутренняя часть иконостаса окрашена в изумрудно-зеленый цвет. Образа в иконостасе написаны художниками А. Башниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым и другими; некоторые из икон, размещенных в иконостасе, были написаны для Царских врат предшествующей церкви.

Факт сохранности иконостаса столь раннего происхождения можно считать чудом, поскольку даже во многих более поздних храмах, доживших до наших дней, неоднократно менялись алтарные преграды.

Скромнее оформлены два малых иконостаса приделов Иоанна Богослова и Архангела Михаила - они трехъярусные и расчленены по горизонтали антаблементами, а по вертикали - пилястрами на пять частей. Первоначально иконостасы были окрашены в бирюзовые тона, позже - забелены. В 1909 году при проведении реставрации им вернули первоначальную окраску.

Прекрасными образцами русской школы резьбы являются также великолепная надпрестольная сень и главный престол собора. Большинство икон выполнено в 1720 – 1760 годах.

В 1908 г. к двухсотлетию Полтавской битвы, началась полная реставрация храма, которая была оценена современниками как результат "колоссального непрерывного труда". Помимо реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту архитекторов А. П. Аплаксина и Н. Е. Лансере построили изящную часовню, сторожку и двухэтажный "Юбилейный дом" с библиотекой и квартирами служащих. В этих зданиях - черты петровского барокко и старого русского зодчества.

На фасаде колокольни была установлена чугунная доска с текстом полтавской речи Петра I. Перед храмом на Б. Сампсониевском проспекте был открыт памятник Петру I, отлитый по модели М. М. Антокольского.

В 1940 г. он был демонтирован и ныне находится в Третьяковской галерее. К 300-летию Петербурга, в мае 2003 г. на историческом месте была установлена точная копия этого монумента.

Богослужения в храме проводились до 1938 года. В 1942 году собор получил сильные повреждения – попаданием снаряда были разрушены главный купол и один из малых куполов.

В 1953 – 1957 годах собор был восстановлен. В его помещениях был открыт музей Полтавской битвы.

В 1990-е годы при участии польских специалистов в соборе был проведен комплекс реставрационных работ и его внешний вид полностью восстановлен.

Здание передали Государственному музею "Исаакиевский собор". В 1999 году в Сампсониевском соборе был открыт музей, по праздничным дням стали проводить богослужения.

Развернуть описание

Собор Сампсона Странноприимца на фото

Собор Сампсона Странноприимца как доехать?

м. Выборгская выйти на улицу Смолячкова и идти по ней до пересечения с Большим Сампсониевским проспектом. Затем повернуть по проспекту налево и идти в сторону уменьшения нумерации домов до Сампсониевского собора. Авт. №14; марш. №32, 146, 183, 262, 270, 280

посмотреть на карте

Координаты:59.9684°, 30.3430°N59.9684°, E30.3430° 59°58'N, 30°20'E 59°58'6"N, 30°20'34"E

На объекте побывали(1)

  • alex
Отзывы
Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт под своим логином и паролем или зарегистрируйтесь!